Не подписывает электронный бюджет. Казначейство о подписании электронной подписью бюджетной (бухгалтерской) отчетности

Начать работать в «Электронном бюджете» или интегрированной с ним местной информационной системе рано или поздно придется всем государственным и муниципальным учреждениям. «Федералы» уже прошли этот этап и подключились к данному ресурсу. Однако на региональном и муниципальном уровне с процедурой подключения знакомы далеко не все. Каков же порядок работы?

Как известно, федеральные государственные учреждения сейчас должны присутствовать в трех подсистемах «Электронного бюджета»: бюджетного планирования, учета и отчетности, а также управления закупками - при этом большинству федеральных АУ необходимо формировать документы только в первых двух компонентах (если АУ не подпадают под действие Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). В электронном виде составляются и подписываются следующие документы:

  • соглашения о предоставлении субсидий (на выполнение государственного задания, иные цели, осуществление капитальных вложений);
  • отчет (предварительный отчет) о выполнении госзадания;
  • план финансово-хозяйственной деятельности;
  • бухгалтерская отчетность.

В свою очередь, на региональном уровне примеры вовлечения подведомственных учреждений в электронный документооборот пока немногочисленны, да и списки документов здесь скромнее (обычно в информационных системах формируются отчеты о выполнении задания и планы финансово-хозяйственной деятельности). А значит, «на местах» еще только предстоит освоить алгоритм подключения и работы с «Электронным бюджетом».

Сам процесс подключения неоднократно становился темой для разъяснений Минфина. Ведомство адресовало свои письма сначала органам власти, а впоследствии и федеральным государственным учреждениям. Эти письма будут полезны и учреждениям регионального (муниципального) уровня.

Для федеральных органов государственной власти - Письмо от 08.04.2015 № 21-03-04/19786.

Для органов власти субъектов РФ и муниципальных образований - Письмо от 21.04.2015 № 21-03-05/22801

Подключение к подсистеме бюджетного планирования

В части формирования и подписания соглашений о предоставлении субсидий, государственных заданий, а также в части составления и утверждения отчета о выполнении госзадания - Письмо от 16.11.2015 № 21-10-07/65901.

В части формирования плана финансово-хозяйственной деятельности - Письмо от 15.12.2016 № 21-03-04/75209

Подключение к подсистеме учета и отчетности

Письмо от 12.12.2016 № 21-03-04/74236

Подключение к подсистеме управления закупками

Письмо от 17.06.2016 № 21-03-04/35490

Во всех документах приводится общий порядок подключения к компонентам «Электронного бюджета». Необходимые действия подробно прописаны в приложении 6 к Письму № 21-03-04/19786 и в Письме № 21-10-07/65901. Рассмотрим их.

Подготовительная работа в учреждении.

Шаг 1 - определить ответственного за техническое обеспечение работы с компонентами «Электронного бюджета» и подключение пользователей. Это делается посредством издания документа (письма, доверенности, приказа), оформленного на бланке учреждения и подписанного его руководителем.

Шаг 2 - оформить на лицо, ответственное за техническое обеспечение работы, доверенность на получение специальных средств криптографической защиты информации, обеспечивающих создание защищенного соединения с компонентами информационной системы (СКЗИ), лицензионных ключей и эксплуатационной документации к СКЗИ.

Доверенность составляется на бланке письма организации, подписывается ее руководителем и заверяется гербовой печатью. Примерная форма доверенности приведена в приложении 5 к Письму № 21-03-04/19786.

Шаг 3 - получить квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи для каждого будущего пользователя информационной системы. Это необходимо для обеспечения юридически значимого электронного документооборота. Требования к форме квалифицированного сертификата утверждены Приказом ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795.

В процедуре подключения непосредственно задействован руководитель учреждения, а также сотрудник, ответственный за подключение пользователей, и системный администратор (на практике это может быть одно лицо).

В сертификате указывается физическое лицо (владелец сертификата), действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов или доверенности. Фамилия, имя, отчество, СНИЛС и должность сотрудника, содержащиеся в сертификате, должны совпадать с аналогичными сведениями в заявке на подключение к информационной системе.

Сертификаты, используемые для работы в «Электронном бюджете», можно получить в любом удостоверяющем центре, имеющем соответствующую аккредитацию, в том числе в удостоверяющем центре Федерального казначейства (через его территориальный орган).

Шаг 4 - оформить согласие на обработку персональных данных для каждого будущего пользователя информационной системы (образец дан в приложении 6 к Письму № 21-03-04/19786). Согласие должно быть лично подписано каждым сотрудником учреждения, который станет работать в «Электронном бюджете».

Шаг 5 - написать заявку о выдаче СКЗИ. Заявка (ее форма дана в приложении 4 к Письму № 21-03-04/19786) должна быть составлена на бланке письма организации и подписана ее руководителем (иным уполномоченным лицом). Здесь указывается количество лицензионных ключей, которые необходимо получить, - оно должно быть равно количеству пользователей, подключаемых к «Электронному бюджету».

Шаг 6 - распределить полномочия между будущими пользователями «Электронного бюджета». Сотрудники учреждения могут быть наделены следующими полномочиями:

  • ввод данных (работник может только формировать и редактировать сформированные документы);
  • согласование;
  • утверждение;
  • просмотр (работник может наделяться этим полномочием, например, в тех случаях, когда документ формируется и утверждается органом-учредителем).

Пакет документов.

Шаг 7 - собрать пакет документов и передать его в орган Федерального казначейства. В этот комплект должны входить:

  • приказ о назначении ответственного за техническое обеспечение работы (подключение пользователей);
  • доверенность на получение СКЗИ;
  • заявка на получение СКЗИ, лицензионных ключей и документации к СКЗИ;
  • согласие на обработку персональных данных каждого подключаемого пользователя;
  • файл действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на каждого подключаемого пользователя (на съемном носителе).

Обычно еще требуется предоставить отдельный пустой съемный носитель информации, на который будут записаны дистрибутивы специального программного обеспечения и документация к ним.

Пакет документов подает сотрудник, ответственный за подключение пользователей.

Шаг 8 - получить специальное программное обеспечение в органе Федерального казначейства, необходимое для создания защищенного соединения при вводе и обработке информации на рабочих местах пользователей информационной системы. Это тоже должен сделать сотрудник, ответственный за подключение пользователей.

В течение трех рабочих дней с момента подачи комплекта орган казначейства проверяет содержание документов и выносит решение о предоставлении доступа в отношении каждого пользователя. Соответствующее уведомление направляется на имя сотрудника учреждения, ответственного за подключение пользователей, в течение двух рабочих дней с момента предоставления доступа.

Подготовка автоматизированных рабочих мест.

Шаг 9 - обеспечить соответствие автоматизированных рабочих мест пользователей требованиям, перечисленным в приложении 6 к Письму № 21-03-04/19786, в том числе установить и настроить средство криптографической защиты информации. В частности, требования касаются аппаратных характеристик персональных компьютеров, операционных систем, которые можно использовать, программного обеспечения, обязательного к установке.

Кроме того, надо обеспечить информационную безопасность каждого автоматизированного рабочего места, с которого осуществляется доступ к компонентам «Электронного бюджета». Согласно указанному приложению защита информации от несанкционированного доступа должна быть обеспечена на всех этапах ее обработки.

Заявка на подключение к системе.

Шаг 10 - подать заявку на подключение к системе «Электронный бюджет». Важно, что на этом этапе порядок действий изменился. Если в 2015 - 2016 годах органы власти, подключавшиеся к системе раньше учреждений, вносили такую заявку в общий пакет документов, направляемых в орган Федерального казначейства, то сейчас учреждения избавлены от этой необходимости.

Процедуру подачи заявки в отношении федеральных государственных учреждений Минфин разъяснил в Письме № 21-10-07/65901. В нем сказано, что заявки на регистрацию руководителей ФГУ составляет орган-учредитель и направляет их Минфину в форме электронного документа в информационной системе. Руководители ФГУ, указанные в заявке на регистрацию, подключаются к «Электронному бюджету» не позднее трех рабочих дней с даты получения финансовым ведомством данной заявки - информация об этом направляется на указанный в ней адрес электронной почты.

Руководители учреждений автоматически зарегистрированы в системе «Электронный бюджет», поэтому в их отношении заявки на подключение составлять не нужно.

Как видим, вместо бумажной заявки теперь подается электронная, причем сами руководители ФГУ в этом не участвуют. То же самое касается и учреждений регионального (муниципального) уровня. Как пояснил Минфин в Письме № 21-03-04/75209, в настоящее время руководителям бюджетных и автономных учреждений, включенных в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся его участниками, автоматически предоставлены полномочия по формированию заявок на регистрацию. Информация о предоставлении таких полномочий должна быть направлена на адрес электронной почты учреждения, указанный в сведениях названного реестра. Иными словами, руководители учреждений автоматически зарегистрированы в системе «Электронный бюджет», поэтому в их отношении заявки составлять не нужно.

Формировать заявки на регистрацию требуется в отношении остальных сотрудников учреждений, которые будут работать в информационной системе. Данным полномочием как раз и наделены руководители учреждений. Заявки должны составляться в самой системе (в форме электронного документа) и подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя или лица, уполномоченного действовать от имени учреждения.

Отметим, что здесь нужно указать полномочия, которыми наделяется тот или иной сотрудник (ввод данных, согласование, просмотр). Для этого в графе, соответствующей конкретному полномочию, следует сделать отметку. В дальнейшем каждый пользователь должен заходить в систему под именным сертификатом и совершать в ней действия, обусловленные имеющимся объемом прав.

Срок подключения сотрудников прежний - три рабочих дня с даты подачи заявки на регистрацию. Подтверждающая информация направляется на адрес электронной почты, указанный в заявке на регистрацию, и адрес электронной почты руководителя (иного должностного лица, уполномоченного подавать заявки).

Заключение.

Подключение к «Электронному бюджету» - процесс организационно-технологический. В нем непосредственно задействован руководитель учреждения, а также сотрудник, ответственный за подключение пользователей, и системный администратор (на практике это может быть одно лицо). В свою очередь, самих пользователей системы может быть больше: помимо руководителя в эту группу войдут заместитель руководителя по экономическим вопросам, главный бухгалтер, экономист, специалист по закупкам и другие работники. Все они должны получить для работы в «Электронном бюджете» квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи.

После совершения перечисленных действий сотрудникам учреждения останется только подключиться к системе, зарегистрироваться в ней (квалифицированный сертификат конкретного работника будет «привязан» к его учетной записи в системе, кроме того, пользователь будет наделен необходимым объемом прав, установленным в заявке на подключение) и начать работать. Технологическая инструкция по работе с системой (в том числе о настройке рабочих мест), как и руководства пользователя по работе в отдельных подсистемах и модулях, размещены на официальном сайте Минфина.

Регулярно описывая на этом блоге новые законодательно-нормативные акты, регламентирующие порядок использования электронных документов в государственном управлении и деловой деятельности, я прекрасно понимаю, что на практике их положения не всегда будут исполняться. Узнать, как на самом деле все эти нормы работают, достаточно сложно, поскольку государственные органы не склонны публично сообщать о промахах и недостатках в своей работе.

Письмо Казначейства России от 1 июня 2018 года № 07-04-05/08-11045 «О подписании электронной подписью бюджетной (бухгалтерской) отчетности» немножко приоткрывает завесу этой «тайны».

Федеральное казначейство провело анализ практики подписания электронной подписью бухгалтерской отчетности главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, государственными бюджетными и автономными учреждениями по состоянию на 1 апреля 2018 года. Подписание осуществляется в подсистеме «Учет и отчетность» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (ПУиО ГИИС «Электронный бюджет»).

По результатам проверки было установлено:

  • Отсутствие роли «Утверждение» (УО.СО.003) уполномоченных лиц ряда субъектов отчетности;

  • Подписание бюджетной отчетности лицами, не предусмотренными п. 6 «Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации » и п. 5 «Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений ».
Для справки: В инструкциях о подписании отчетности говорится следующее:
Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н)

6. Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности.

Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и (или) аналитические (управленческие) показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической (управленческой) информации. Указанные формы подписываются главным бухгалтером в части финансовых показателей, сформированных на основании данных бюджетного учета, либо при формировании консолидированной бюджетной отчетности в части данных, сформированных путем обобщения показателей бюджетной отчетности, используемой при консолидации.

… Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем субъекта бюджетной отчетности, передавшего полномочия по ведению учета и (или) формированию бюджетной отчетности, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета и (или) формирование бюджетной отчетности.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н)

5. Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические (управленческие) показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии в структуре учреждения) и (или) лицом, ответственным за формирование аналитической (управленческой) информации. Главным бухгалтером указанные формы подписываются в части финансовых показателей, сформированных на основании данных бухгалтерского учета.

… Бухгалтерская отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего ведение учета, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета и (или) формирование бухгалтерской отчетности.

В этой связи Федеральное казначейство поручило:
  • В срок до 8 июня 2018 года проинформировать об этом субъекты отчетности;

  • Обеспечить представление в территориальные органы Федерального казначейства заявок на подключение (изменение сведений и (или) полномочий) к ПУиО ГИИС «Электронный бюджет» с добавлением роли «Утверждение» (УО.СО.003) уполномоченными на подписание бюджетной отчетности лицами, предусмотренными указанными выше инструкциями.
Федеральное казначейство также предупредило, что в случае отсутствия роли «Утверждение» (УО.СО.003) возможность подписания бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 июля 2018 г. в ПУиО ГИИС «Электронный бюджет» уполномоченными лицами будет недоступна.

Мой комментарий: Получается, что часть организаций, предоставляя отчетность, совершенно не отслеживают, имеют ли лица подписавшие отчетность лица соответствующие права. Решение Казначейство нашло достаточно быстро – оно просто не даст возможность подписать отчетность, а значит и сдать её в электронном виде, если отмеченные недостатки не будут исправлены.

Для начала нужно перезапустить службу Continent TLS (Пуск - Панель Управления - Администрирование - Службы) или создайте батничек

net stop ContinentTLS
net start ContinentTLS

создайте текстовый документ, в него поместите вышеуказанные 2 строчки, и сохраните с расширением.bat

перезапуск службы Continent TLS

Эта ошибка говорит о том, что в первую очередь Вам нужно проверить, тем ли сертификатом вы пытаетесь войти в Электронный бюджет.

Бывает что на одного пользователя есть несколько ЭЦП, для работы в разных портал (закупки, суфд, ЭБ и прочие) и в списке при авторизации в электронном бюджете будет несколько строк с одной и той же фамилией. Если вы делали заявку на подключение к ЭБ, в ней в обязательном порядке должен стоять серийный номер сертификата. Поэтому звоните в свое казначейство и сверяйте данные. Вполне возможно Вы просто выбрали не тот сертификат при входе в личный кабинет.

Но бывает еще так, что вы получили новый сертификат (к примеру для работы на закупках по 44 ФЗ, или для работы на портале СУФД), и благополучно пытаетесь войти этим же сертификатом в ЭБ вспоминайте, а делали ли вы заявку для Электронного Бюджета? Что бы казначейство прикрепило Ваш новый сертификат. Без этой заявки новый сертификат не будет привязан в ЭБ.

Распространенные ошибки при подключении к ГИИС

«Электронный бюджет »

При возникновении проблем с подключением к ГИИС «Электронный бюджет» необходимо проверить настройки:

1. вход в личный кабинет осуществляется по ссылкеhttp:// lk . budget . gov . ru / udu - webcenter ;

2. проверить настройки«Континент TLSVPNКлиент».

Открыть конфигуратор настроек (Пуск >Все программы > Код Безопасности >Client> Настройка Континент TLSклиента), «Порт»должно быть указано значение 8080 , «Адрес»-lk. Отметки «Использовать внешний прокси-сервер» не должно быть, если организация не использует внешний прокси, «Требовать поддержку RFC 5746» можно убрать.

После добавления сертификата Континента TLSв поле «Сертификат»должно быть указано «<»;

Рисунок 1. Настройка сервиса

3. проверить настройки обозревателя.

На примере браузера MozillaFireFox, запустить обозреватель, открыть параметры соединения (Главное менюбраузера «Инструменты»>«Настройки»> вкладка «Дополнительные»> вкладка «Сеть»> кнопка «Настроить»).Выбрать «Ручная настройка сервиса прокси», в поле «HTTP прокси»указать значение 127.0.0.1, «Порт»- 8080. Поставить отметку «Использовать этот прокси-сервер для всех протоколов».

Вполе«Не использовать прокси для» не должно быть указано значение 127.0.0.1.

Рисунок 2. Параметры соединения

Типичные ошибки при подключении к ГИИС

«Электронный бюджет »


Варианты решения: 1) Отключить антивирус. В случае решения проблемы – изменить параметры антивируса 2) Проверить настройки TLS и обозревателя.

2. 403 Доступ запрещен. Сертификат сервера отличается от заданного в настройках. Отличается длина сертификатов.

Решение: Проверить указанный в настройках TLS сертификат по наименованию в строке. Должно быть «<».

3. Не выдает окно выбора сертификата.

Решение: Убрать галочку «Требовать поддержку RFC 5746» если стоит. В противном случае проверить остальные настройки.

4. 403 Доступ запрещен. Не найден корневой сертификат.

Решение: Повторная установка сертификата УЦ Федерального казначейства (если был уже установлен).

Для WindowsXP:

Пуск >Выполнить>mmc>консоль>добавить или удалить оснастку>добавить «сертификаты»(Рис. 3) >моей учетной записи>Готово >ОК>развернуть список >открыть строку «доверенные корневые центры» - «сертификаты»>на пустом месте окна с сертификатами нажать правую кнопку мыши и выбрать (Рис. 4)>все задачи >импорт>

Рисунок 3

Рисунок 4

Для Windows 7:

Пуск >Выполнить>mmc>файл>добавить или удалить оснастку>добавить оснастку «сертификаты» (Рис. 5)>добавить>моей учетной записи>Готово>ОК>развернуть содержимое и встать на строку «доверенные корневые центры»- «сертификаты» (Рис. 6)>на пустом месте окна с сертификатами нажать правую кнопку мыши и выбрать>все задачи >импорт>выбрать нужный сертификат и установить.

Рисунок 5

Читайте также: