Библиотечно информационная деятельность что изучает. Специальность «Библиотечно-информационная деятельность» (академический бакалавр)

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Русский язык - профильный предмет, по выбору вуза
  • Литература - по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза

В свете тенденций современного мира улучшение информационной культуры общества представляется одной из наиболее актуальных задач образовательного процесса. При реализации такого подхода одну из ключевых позиций занимает библиотечно-информационная деятельность. Именно от специалистов данного направления подготовки зависят реальные перспективы повышения информационной культуры потребителей, поскольку библиотеки (как традиционные, так и электронные) обеспечивают доступ населению к национальным и мировым духовным сокровищницам.

Условия поступления

Для успешной реализации профессиональной деятельности и оказания всесторонней квалифицированной помощи в улучшении информационной культуры читателей, будущему специалисту требуются глубокие знания психологии, литературы, иностранного языка и истории. Зачисление на обучение осуществляется на основании результатов сдачи экзаменов по дисциплинам:

  • литература;
  • русский язык (профильный);
  • история, обществознание (по выбору вуза).

Будущая профессия

В задачи будущего специалиста входит не только работа с издательскими, информационными материалами, но и организация работы с читателями.

Выпускнику-бакалавру необходимо прилагать усилия для постоянного углубления знаний и развития интереса к новейшим библиотечным, информационным технологиям.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой бакалавров библиотечно-информационной деятельности занимаются следующие вузы страны:

  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Арктический государственный институт искусств и культуры;
  • Пермская государственная академия искусства и культуры;
  • Орловский государственный институт искусств и культуры;
  • Алтайская государственная академия культуры и искусств.

Срок обучения

Нормативный срок обучения на очном отделении составляет 4 года, на заочном - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

На сегодняшний день библиотечная деятельность претерпевает существенные трансформации, вызванные развитием информационных технологий.

Бакалавры-выпускники направления обладают широким кругозором, а также информационными технологиями. Студенты направления изучают следующие дисциплины:

Приобретаемые навыки

За весь период обучения бакалавры направления 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» приобретают ряд актуальных навыков и умений:

  1. Овладение теоретическими знаниями курса, стремление к их углублению на протяжении реализации профессиональной деятельности.
  2. Умение переводить общие цели, стоящие перед сферой библиотечного обслуживания, в задачи конкретного коллектива.
  3. Критически осмысливать передовой опыт библиотечного дела, применять его на практике.
  4. Изучать индивидуально-психологические особенности читателей курса с целью привлечения большего числа потенциальных читателей к духовному наследию.

Перспективы трудоустройства по профессии

Специалисты направления после завершения курса обучения востребованы в библиографической науке, в редакционно-издательских и книготорговых организациях, учебных заведениях, органах научно-технической информации, музеях, архивах и др.

Выпускник-бакалавр может занимать должности:

Минимальная заработная плата молодых специалистов составляет 15 000 руб., средняя оплата по России - 18 000 руб. В свою очередь, развитие электронных библиотек позволяет предположить, что уже в ближайшие годы зарплата специалистов профиля многократно увеличится.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Если для других профилей самосовершенствование и продолжение обучения зависит исключительно от личностных предпочтений, то для специалистов данного направление - это необходимое условие. Продолжить углубление теоретических знаний можно при обучении в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Профессии направления непосредственно связаны с научной деятельностью и обучение в магистратуре позволит сформировать на высоком уровне информационную и научную компетенции. Диплом магистра является общепризнанным в мировых странах, а написание магистерского исследования позволит заявить о себе в научной сфере.

Обучение в магистратуре позволит получить навыки реализации педагогической деятельности, что необходимо для высококвалифицированных специалистов профиля, а также продолжить изучение выбранной темы исследования на базе вуза.

В настоящий момент устаревшая библиотека как социальный институт теряет свою актуальность. Однако возникают другие или реабилитируются старые в абсолютно новые социальные предприятия и культурные институты. В настоящее время библиотекарь или, как называют эту профессию на языке профессионалов данной организации, специалист библиотечно-информационной деятельности, должен уметь не только расставлять книги на полках. Это целая система работы и обязанностей, которые включают новейшие информационные технологии и проекты.

Давайте разберёмся, что же такое библиотечно-информационная деятельность. Кем работать специалисту с таким дипломом?

Введение в профессию

Управление библиотечно-информационной деятельности специалистов в этой области вкупе с инновационными технологиями, внедряемыми в современные библиотеки, информационные и культурные центры, позволяют открыть доступ для посетителей к самым ценным экспонатам. А это порой исторически важные и особо охраняемые документы, фонды и материалы, к которым теперь можно легко подобраться простым посетителям библиотек посредством новейших информационных технологий.

Куда пойти учиться?

В нашей стране специальность "Библиотечно-информационная деятельность" можно получить более чем в 40 университетах, институтах и академиях. В их числе:

  • Московский государственный а также столичный Лингвистический университет.
  • Арктический государственный институт искусств и культуры.
  • Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий.
  • имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Основа обучения

  • методическая;
  • преподавательская;
  • информационно-аналитическая;
  • научно-исследовательская;
  • организационно-управленческая;
  • культурно-просветительская;
  • проектная и экспертная;
  • психолого-педагогическая.

В чём заключается работа?

Главная задача работы заключается в формировании, обработке и классификации информационных и документальных фондов, а также обеспечении их полной сохранности и организация их восстановления или реставрирования.

Основная работа специалиста библиотечно-информационной деятельности заключается в следующем:

  • осуществление информационной диагностики и моделирования, то есть информационно-аналитическая обработка информации;
  • исследование качеств информационных ресурсов, их корректировка и обработка;
  • выявление и оценивание инновационного опыта деятельности;
  • работа и изучение потребителей информационно-библиотечных ресурсов;
  • проектирование и реализация, то есть конкретное осуществление обслуживания пользователей данных ресурсов;
  • разработка инновационных проектов данной среды для улучшения осуществления обслуживания пользователей, а также внутреннего социального партнёрства.

Перспективы

Многие студенты задаются вопросом, поступив на кафедру библиотечно-информационная деятельность: "Кем можно работать с таким дипломом?"

Став специалистом в данной области, можно найти подходящую профессии работу в:

  • библиотеках;
  • культурно-досуговых центрах;
  • информационных и информационно-аналитических центрах и агентствах;
  • преподавательстве;
  • издательских типографиях и редакциях;
  • мультимедиа центрах.

Но, конечно, дипломированный специалист с высшим образованием, полученным по профилю "Библиотечно-информационная деятельность", кем работать, будет знать точно. Почти во всех высших учебных заведениях существует практика подбора места дальнейшей после учёбы работы для каждого заинтересованного в этом студента.

Предметы обучения студентов

Профстандарт библиотечно-информационной деятельности предполагает обучение по таким предметам, как:

  • библиотековедение;
  • библиографоведение;
  • библиотечная журналистика;
  • библиотечная этика;
  • документоведение;
  • информационные системы и технологии;
  • информатика;
  • социальные коммуникации;
  • в научно-технической деятельности;
  • иностранные языки;
  • теория и история литературы;
  • детская литература и чтение;
  • менеджмент качества;
  • философия;
  • история и некоторые другие.

Конкретный набор предметов зависит от выбранного студентом профиля обучения.

Пример

Например, специалиста по профилю обучения "Библиотечно-информационная работа с детьми и юношеством" ждёт:

  • линия обучения антропологии детства;
  • участие в фольклорно-этнографических экспедициях;
  • повышение степени образования по курсу "Теория детской литературы и методология детского чтения", а также многое другое.

Образовательные программы

Образовательные программы и профили, по которым осуществляется подготовка специалистов в области "Библиотечно-информационная деятельность":

1. Технологии автоматизированных библиотечно-информационных ресурсов.

По этому профилю студенты изучают:

  • логичность движения информации в социальной среде;
  • основные правила деятельности систем и сетей информации;
  • во всех видах своих проявлений;
  • глубокие понятия о документальных потоках в библиотечной сфере, а также всего имеющегося фонда и различные направления деятельности библиотек.

Подготовленный специалист с такими умениями и навыками легко сможет работать с полной автоматизацией библиотечных технологий с применением средств мультимедиа.

2. Управление и менеджмент данных ресурсов инновационного развития научно-технической деятельности библиотек.

Профессионалы этого профиля занимаются:

  • управлением и менеджментом информационных ресурсов (документы, материалы и фонды библиотек или других профильных учреждений);
  • информационным эскортом инновационных проектов;
  • созданием социальной коммуникационной сферы организации.

3. Книжные коммуникации в профессиональной сфере.

Важным дополнительным преимуществом такого специалиста станут навыки работы с редкими и рукописными книгами, которые являются особо ценными среди коллекционеров.

Учёба по этому профилю подготовит студентов к:

  • организации и книжных магазинов;
  • правовым и юридическим нормам деятельности вышеуказанных организаций.

Такой специалист библиотечно-информационной деятельности будет иметь практические навыки книжного дизайна и оформления как внутреннего, так и внешнего. А также способность определять точную цену антикварных и букинических изданий без ошибок, навыки работы с аукционными каталогами книг.

4. Управление и менеджмент библиотечно-информационной деятельности.

После освоения программы этого профиля получаются специалисты среднего и высшего звена - элита библиотечного мира. Можно назвать это направление очень важным и ответственным, поскольку практической средой деятельности профессионала станет:

  • планирование ежедневной деятельности библиотечного учреждения, а также долгосрочного управления и менеджмента организаций данного профиля;
  • работа со структурными подразделениями таких институтов;
  • практическая работа с персоналом;
  • полное понимание отдельных направленностей деятельности библиотек и подобных им организаций.

Таким образом, такой выпускник является универсалом в своей профессии и может найти работу в сфере управления, культуры, образования, социальных коммуникаций.

5. Информационно-аналитический профиль деятельности.

Предполагает, что специалист в области библиотечно-информационной деятельности:

  • знает методы анализа и соотношения информации;
  • способен выявлять причинно-следственные контакты и факторы развития сложных ситуаций.

При обучении у студентов развивают прогнозно-аналитические умения, способность к информационному сопровождению профессиональных видов деятельности, к менеджменту информационными ресурсами различных учреждений.

В рамках этого профиля существует два фактических направления для студентов: в области художественной литературы и в социально-экономической сфере.

6. Библиотечно-информационная деятельность с детьми и юношеством. Это специалисты теории детской литературы и культуры детского чтения. Также является востребованным видом деятельности.

7. Библиотечно-информационная деятельность обеспечения потребителей информации - это в основном будущие организаторы и технологи продвижения и расширения чтения среди населения. Здесь главным в профессиональном изучении является комплекс педагогических, психологических и социально-коммуникативных знаний и навыков.

Высококвалифицированные специалисты этой деятельности помогают потенциальным и укоренившимся читателям информационных ресурсов сформировать через культуру чтения свой социальный статус и расширить кругозор, пройти ступени читательской социализации.

Шифр

Для каждой специальности предусмотрен специльаный код. Шифр данной специальности - 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность".

Информационные технологии

Специалист в области библиотечной деятельности должен будет осваивать новейшие информационные и инновационные технологии, касающиеся этой профессии. Информационные технологии библиотечной деятельности данных специалистов складываются в несколько пунктов:

  • реализация доступа потребителей к необходимым ресурсам посредством сети Интернет как удалённо (из другого города, например), так и в самой библиотеке;
  • занесение всех библиотечных фондов и документов в специальную базу данных (сканирование, оцифровка) для дальнейшей реализации посетителям в качестве объекта не натурального, а оцифрованного, что в конечном счёте помогает сохранению и восстановлению архивных фондов, документов и материалов;
  • использование рекламы, PR-технологий и PR-мероприятий в работе современной библиотеки;
  • посредством новейших информационных технологий и гаджетов заинтересовывать потребителей (в том числе детского и юношеского возраста) в библиотечно-информационных ресурсах.

Учреждение Российской академии наук

Государственная публичная научно-техническая библиотека

Сибирского отделения РАН

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет»

Библиотечно-информационная деятельность

Новосибирск

Отв. составители:

канд. пед. наук Е. Б. Артемьева

канд. искусствоведения, доцент Н. С. Мурашова

Библиотечно-информационная деятельность: метод. рекомендации (для преподавателей и студентов вузов специальности 071201 / направления подготовки 071900) / Учреждение Рос. акад. наук Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния РАН; Новосиб. гос. пед. ун-т; отв. сост.: Е. Б. Артемьева, Н. С. Мурашова. – Новосибирск, 2011. – 172 с.

ISBN 978-5-94560-224-3

Издание включает составленные на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 071201 / направления подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» методические рекомендации по прохождению учебной, производственной, педагогической практики, подготовке и защите выпускной квалификационной работы, а также программу государственного экзамена.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов учреждений библиотечного образования.

УДК 02(075.8)

ББК 78.3я73

Предисловие 8

1 Общие положения 8

2 Характеристика видов практики 9

3 Базы практики 14

4 Требования к прохождению практики 16

5 Порядок прохождения практики 16

6 Отчетные документы 17

7 Этапы учебно-ознакомительной практики 19

8 Этапы учебной практики 22

9 Этапы производственной практики 25

10 Этапы педагогической практики 31

Список использованной литературы 40

Приложения 41

Программа государственного экзамена 50

Общепрофессиональные дисциплины 50

Раздел 1 Общее библиотековедение 50

Раздел 2 Общее библиографоведение 77

Раздел 3 Социальные коммуникации 82

Раздел 4 Документоведение 85

Раздел 5 Аналитико-синтетическая переработка информации 90

Раздел 6 Информатика 99

Раздел 7 Информационные технологии 110

Цикл специальных дисциплин 115

Раздел 8 Библиотечный фонд 115

Раздел 9 Библиотечный менеджмент 123

Раздел 10 Библиотечное обслуживание 130

Раздел 11 Библиографическая деятельность библиотеки 142

Раздел 12 Основы педагогического мастерства 145

Раздел 13 Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин 149

Введение

Подготовка кадров с высшим образованием по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» осуществляется в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО НГПУ) на факультете культуры и дополнительного образования; выпускающей является кафедра социально-культурной и библиотечной деятельности (СКиБД), активно сотрудничающая с научными библиотеками региона, прежде всего, с Государственной публичной научно-тех­ни­ческой библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН).

Согласно Договору между ГПНТБ СО РАН и ГОУ ВПО НГПУ, на базе ГПНТБ СО РАН осуществляется обучение студентов по об­щепрофессиональным и специальным дисциплинам. Лекционные, семинарские и лабораторные занятия проводят ведущие специалисты Библиотеки, которые одновременно являются преподавателями кафедры СКиБД НГПУ.

Базами практики являются ГПНТБ СО РАН, Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирская областная юношеская библиотека, Новосибирская областная детская библиотека, Новосибирская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, вузовские и другие библиотеки города.

Методические материалы, представленные в издании, составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также СТО НГПУ 7.5.3-01/01-2009 «Выпускная квалификационная работа: Требования» и СТО НГПУ 7.5-05/02-2009 «Организация и проведение профессиональных практик».

Методические материалы включают: рекомендации по профессиональной практике (составитель О. В. Макеева ); материалы к государственной аттестации: программу государственного экзамена и темы выпускных квалификационных работ (составители: канд. пед. наук Е. Б. Артемьева – курс «Общее библиотековедение»; канд. пед. наук В. Г. Свирюкова – курсы «Общее библиографоведение», «Библиографическая деятельность библиотеки»; В. В. Безбородова – курс «Социальные коммуникации»; канд. пед. наук Н. И. Под­ корытова – курсы «Документоведение», «Библиотечный фонд»; д-р пед. наук, профессор О. Л. Лаврик, И. Ю. Чубукова – курс «Аналитико-синтетическая переработка информации»; канд. пед. наук Т. А. Калюжная, Е. Б. Грешнов, А. И. Павлов – курс «Информатика»; канд. пед. наук Т. В. Дергилёва – курс «Библиотечное обслуживание; д-р культурологии, профессор Г. Б. Пар­шукова – курсы «Библиотечный менеджмент», «Методика преподавания библиотечно-информационных дисциплин»; канд. пед. наук Н. С. Редькина – курс «Информационные технологии»; канд. пед. наук, доцент Н. В. Фёдорова – курс «Основы педагогического мастерства»); рекомендации по подготовке и защите выпускной квалификационной работы (составитель канд. пед. наук Е. Б. Ар­темьева).

Материалы обсуждены на заседании кафедры СКиБД, утверждены ученым советом факультета культуры и дополнительного образования (январь, 2011), могут быть полезны как студентам, так и преподавателям.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сборник учебных программ и методических материалов

по специальности 071201

Тамбов - 2005

Утверждено кафедрой библиотечно-информационной деятельности Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина 7 апреля 2005 г., протокол № 5

Редактор-составитель: Борисов Б. В., кандидат педагогических наук, профессор

Рецензенты: Скворцов В.В., доктор педагогических наук, профессор

Марчева О.Б., кандидат педагогических наук, доцент


Введение
Общепрофессиональные дисциплины
Информатика
Социальные коммуникации
Документоведение
Общее библиотековедение
Общее библиографоведение
Аналитико-синтетическая переработка информации
Информационные технологии
Специальные дисциплины
Квалификация «Референт-аналитик информационных ресурсов»
Информационные ресурсы
Информационно-аналитические технологии
Аналитика текста
Информационно-аналитические продукты и услуги
Организация информационно-аналитической деятельности
Интеллектуальные информационные системы
Квалификация «Менеджер информационных ресурсов»
Менеджмент библиотечно-информационной деятельности
Маркетинг библиотечно-информационной деятельности
Управление библиотечным делом
Экономика библиотечно-информационной деятельности
Инновационно-методическая работа библиотек
Документационное обеспечение управления
Практика
Итоговая государственная аттестация

ВВЕДЕНИЕ

Специальность 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации №181 от 24.01.2002 г. и в соответствии с «Общероссийским классификатором специальностей по образованию» (ОК 009-2003) входит в укрупненную группу специальностей 070000 «Культура и искусство» по направлению 071200 «Библиотечно-информационные ресурсы».

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» утвержден 13.02.2003 г. и является стандартом второго поколения. Из предлагаемых стандартом четырех квалификаций в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина реализуются две:

Референт-аналитик информационных ресурсов;

Менеджер информационных ресурсов.

Квалификационные характеристики выпускников зависят от избранной квалификации.

Квалификация «Референт-аналитик информационных ресурсов».

Область профессиональной деятельности референта-аналитика как дипломированного специалиста высшей квалификации - информационная и библиографическая наука и практика.

Основные области применения референта-аналитика - информационные центры, специализированные библиотеки или информационно-аналитические отделы различного назначения, органы управления, правоохранительные органы, экономические, банковские, налоговые учреждения, учебные заведения, общественные организации, ассоциации и объединения, предприятия различной организационно-правовой формы, в различных отраслях хозяйства страны.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - документно-информационные ресурсы общества, различные группы потребителей информации.

Основные задачи профессиональной деятельности референта-аналитика - оценка современного состояния и выявление тенденций развития объекта на основе анализа и синтеза известной информации об объекте, создание информационных продуктов и услуг аналитического характера.

Основные виды профессиональной деятельности выпускника - аналитико-синтетическая переработка информации, создание и ведение баз данных, информационное моделирование объектов, информационное сопровождение процессов профессиональной деятельности, управление информационными ресурсами различных учреждений.

Производственно-практическая, включая управленческую,

Методическая,

Экспертно-консультационная,

Научно-исследовательская.

Квалификация «Менеджер информационных ресурсов».

Область профессиональной деятельности выпускника как дипломированного специалиста высшей квалификации - теория и практика управления библиотечно-информационной деятельностью.

Основные объекты профессиональной деятельности выпускника - управление информационно-библиотечным обслуживанием; комплектованием и организацией фондов, библиографической деятельностью библиотек; структурными подразделениями и персоналом библиотеки.

Основные задачи профессиональной деятельности менеджера информационных ресурсов - стратегическое, тактическое и оперативное управление персоналом, структурными подразделениями библиотечно-информационного учреждения и направлениями библиотечно-информационной работы.

Выпускник в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может осуществлять профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:

Производственно-практическая, включая управленческую;

Экспертно-консультационная;

Научно-исследовательская.

Выпускники обоих квалификаций подготовлены к продолжению образования в аспирантуре по специальности 05.25.03 «библиотековедение, библиографоведение и книговедение».

В настоящий сборник включены учебные программы дисциплин федерального компонента общепрофессионального (ОПД) и специального (СД) циклов дисциплин, программы практик и структура итоговой государственной аттестации.

Программа каждой учебной дисциплины включает следующие разделы:

Организационно-методический раздел;

Распределение часов курса по темам и видам работ;

Форма итогового контроля;

Учебно-методическое обеспечение курса.

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.01 ИНФОРМАТИКА

I. Организационно-методический раздел

1.1 Цель курса - знакомство с основными понятиями информационного общества и освоение новых информационных технологий.

1.2 Задачи курса:

Познакомиться с основными понятиями информатики;

Изучить теоретические основы современных компьютерных технологий;

Освоить новые информационные технологии на базе применения компьютерной техники.

1.3 Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс относится к циклу общепрофессиональных дисциплин федерального компонента.

1.4 Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен знать:

Основные понятия информатики;

Историю развития информационных технологий;

Современное состояние информационных технологий.

Студент должен уметь:

Пользоваться современными информационными технологиями;

Применять компьютерные технологии в практической деятельности.

II . Содержание курса

1. Разделы курса

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Раздел 2. Техническая основа информатизации

Раздел 3. Программное обеспечение

2. Темы и краткое содержание

Раздел 1. Основные понятия в информатике

Тема 1. Информация

Виды информации, ее свойства, измерение информации, кодирование информации. Сигналы, данные, системы счисления, единицы измерения информации.

Тема 2. Информатизация

Информационное общество. Процессы информатизации. Создание информационной инфраструктуры. Повышение информационной культуры членов общества.

Тема 3. Информационные системы

Структура, жизненный цикл, принципы функционирования информационных систем. Классификация информационных систем. Информационно-поисковые языки. Системы индексирования.

Тема 4. Обработка информации

Соотношение понятий «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность».

Библиотечная деятельность рассматривается как «область социогуманитарной деятельности по удовлетворению информационных, культурных и образовательных потребностей населения посредством библиотек» . Это определение термина «библиотечная деятельность» не раскрывает специфики этой деятельности.

Рассмотрим соотношение понятий «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» с разных точек зрения.

Термин «библиотечное дело» в различных источниках определяется как отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, включающая создание и развитие сети библиотек, формирование и использование их фондов, организацию библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания населения, подготовку библиотечных кадров, научное и методическое обеспечение работы библиотек ; отрасль профес-сиональной деятельности, обеспечивающая создание и развитие библиотек как социальной системы, основными целями которой является сохранение и передача новым поколениям интеллектуальных достижений человечества, отраженных в документном (информационном) потоке и организация общественного пользования документными (информационными) ресурсами библиотек ; область деятельности по организации библиотечного обслуживания ; область профессионального труда, назначением которой является удовлетворение информационных потребностей общества с помощью информационных ресурсов, сосредоточенных в библиотеках, а также совокупность библиотек, действующих на той или иной другой территории; отрасль информационной, культурно - просветительной и образовательной деятель-ности, задачами которой является создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка их фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей библиотек, подготовка кадров работников библиотек, научное и методическое обеспечение развития библиотек; сфера исследований и приложений библиотековедения ; это отрасль культуры и информации, включающая систему библиотек, библиотечных фондов, других информационных, интеллектуальных, материально-технических ресурсов библиотек, инфраструктуру (библиотечную науку, специальные учебные заведения, библиотечную печать). Возможно, термин «библиотечное дело» целесообразно заменить термином «библиотечная отрасль» .

Термин «библиотечное дело» возник задолго до термина «библиотечная деятельность». Последний появился в терминологическом словаре 1997 г., а в словаре 1986 г. его еще не было.

Термин «библиотечное дело» сложился аналогично терминам «книжное дело», «банковское дело» тогда, когда появилась необходимость найти обобщающее понятие для выражения множества проблем, касающихся библиотек.

В.В. Скворцов расширяет понятие «библиотечное дело», объединяя в определенной мере с понятием «библиотечная деятельность». Не рассматривая специально термин «библиотечная деятельность», автор, при раскрытии объекта библиотековедения называет элементы этой деятельности: предмет труда, субъект труда, посредник труда. Библиотечную деятельность В.В. Скворцов рассматривает как «процесс деятельности библиотек». Автор характеризует этот процесс как деятельность по созданию библиотечных услуг и продукции, как единый процесс, включающий основную и вспомогательную (обеспечивающую) и управленческую деятельность .

Проведенный анализ показывает, что в библиотековедении при использовании терминов «библиотечное дело» и «библиотечная деятельность» нет ясности относительно соотношения содержания этих понятий.

Понятие «библиотечное дело» значительно шире понятия «библиотечная деятельность». «Библиотечную деятельность» предварительно можно определить, как комплекс разных видов работ, обеспечивающих выполнение библиотекой (как учреждением) своих основных функций и миссии перед обществом.

Целостное видение библиотечной деятельности дает возможность идентифицировать ее и отличить, то, что является другим видом деятельности. Сегодня это актуально прежде всего потому, что в библиотеках возникают новые виды деятельности, связанные с автоматизацией, внедрением современных информационных технологий. Целостное видение библиотечной деятельности необходимо для управления всем многообразием ее видов, организационных структур, разработки их классификации, ответа на вопрос о сохранении или изменении сущности этой деятельности в связи с технологическими и социокультурными переменами.

Двуединая сущность библиотечно-информационной деятельности.

О сущностной характеристике библиотечно-информационной деятельности в профессиональной литературе практически нет работ. Исключение составляет статья М.И. Акилиной. Она рассматривает в качестве критерия библиотечных явлений прокат при условии сохранения документа в системе . Прежде чем выдать документ во временное пользование с возвратом, необходимо его иметь, а чтобы его выдать несколько раз (библиотека обычно выдает документы многократно), следует его хранить. Поэтому хранение для библиотеки так же обязательно, как и прокат. Следовательно, сущность библиотечной (библиотечно-информационной) деятельности двуедина: сбор, обработка, хранение документов и их предоставление разными способами, прежде всего через прокат. Такую деятельность можно назвать мемориально-информационной, имея в виду, что подобно памяти библиотека собирает, перерабатывает, хранит информацию (в виде документов и других информационных объектов) и распространяет ее, предоставляя эти объекты.

Выявление сущности позволяет уточнить определение библиотечно-информационной деятельности: это разновидность информационной деятельности (мемориально-информационная), представляющая собой совокупность трудовых процессов, технологических и творческих, обеспечивающих выполнение библиотекой основных функций по организации сбора, обработки, сохранности и доступности документов, других информационных объектов и миссии перед обществом.

Две стороны сущности библиотечно-информационной деятельности противоречивы. На уровне библиотеки как системы это противоречие воспроизводит противоположность между библиотечным фондом и пользователями. Две разные стороны библиотечно-информационной деятельности, выявляя основное ее противоречие, тем не менее, образуют единство и обеспечивают востребованность информационных ресурсов библиотеки.

На протяжении истории библиотека как социальный институт, обеспечивая сохранность документов (что предполагает их собирание и хранение), обязана была не допустить их утерю, порчу, повреждение. Вместе с тем, передавая документы в пользование читателям, обслуживая их, библиотека предполагает их возможную утрату или повреждение.

Чем труднее (в финансовом и пространственном отношении) хранить документы, тем основательнее при комплектовании приходится их отбирать, оставляя ценное. Но то, что для одного ценно, для другого не представляет ценности. Следовательно, отбор документов лишает среднего абстрактного читателя всей полноты необходимой ему информации.

Анализ этого противоречия показывает, что оно во многом связано с представлениями в обществе и библиотечной профессиональной среде о таких универсальных категориях, как время (прошлое, настоящее и будущее) и ценность. Действительно, письменность и библиотеки возникли для того, чтобы хранить прошлое для настоящего и будущего, сменив устную традицию передачи информации, связанную с настоящим.

В древности и Средние века библиотеки в значительной мере были нацелены на хранение (т. е. на прошлое для будущего). Понимание соотношения прошлое - настоящее - будущее как прошлое для будущего создавало образ библиотеки как храма, как чего-то высшего, недоступного. Такой взгляд на библиотеку сейчас в какой-то мере сохранился как традиция, хотя реально к библиотеке уже давно нет такого отношения. Сегодня, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий, в сознании библиотекарей происходит изменение пропорций между прошлым, настоящим и будущим в пользу настоящего.

Таким образом, противоречие между сохранностью документов и их доступностью, в сущности, выражает противоречие между ответственностью библиотеки перед конкретным сегодняшним пользователем и ответственностью перед будущими поколениями, которые не смогут ознакомиться с культурными ценностями, если те будут утеряны. Это специфическое противоречие можно сопоставить с такими противоречиями природного характера, как наследственность и изменчивость, запоминание и воспроизведение.

В ходе исторического развития роль названных противоположностей изменялась. При расширении в ходе истории доступности документов и информации необходимый баланс между этими противоположностями все же сохраняется. Расширение доступности не беспредельно, оно ограничено тем, что библиотека должна сохранить фонды, поэтому доступность не простирается до раздачи книг или их продажи (как в книжном магазине). В библиотеке ограничения в доступности органичны, поскольку сущность двуедина и противоречива.

Если сущность библиотечно-информационной деятельности заключается в единстве хранения и предоставления документов, то исключение одной из сторон этого единства приведет к тому, что учреждение перестанет быть библиотекой, а будет, например, информационно-брокерской фирмой, которая предоставляет документы и информацию, не сохраняя их, а получая из библиотек, служб научно-технической информации (НТИ), архивов, музеев.

Более полное представление о сущности библиотечно-информационной деятельности можно получить, рассмотрев ее в контексте человеческой деятельности в целом .

Библиотечно-информационная деятельность как система.

Библиотечно-информационная деятельность - одна из многочисленных видов деятельности, которые осуществляются человеком. В работах, посвященных человеческой деятельности, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов и другие ученые при характеристике ее как системы выделяют такие компоненты, как цели, субъект (субъекты) деятельности, наделенный активностью, объект (объекты), на который направлена активность субъекта, средства и процессы деятельности, условия, в которых она совершается, результаты деятельности. Используя системно - деятельностный подход, рассмотрим библиотечно-информационную деятельность. При этом исходим из двуединой сущности этой деятельности (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристика библиотечно-информационной деятельности

Компоненты

1) в широком смысле - информационный ресурс (единичный документ, другие информационные объекты, документный ресурс, электронный ресурс);

2) информационные потребности пользователей (общие, групповые, индивидуальные, разные по содержанию);

3) с точки зрения библиотечно-информационного менеджмента - библиотека, её деятельность, технические средства, оборудование.

1) библиотекарь;

2) библиограф.

3) пользователь;

1. Совокупность (партия) документов или другие информационные объекты, отбираемые библиотекой для пользователей из имеющихся вовне информационных ресурсов.

Предмет трансформируется в модели - поисковые образы документов и определяет такие результаты этой деятельности, как библиотечный фонд, справочно-поисковый аппарат.

Предмет преобразуется в модель - поисковый образ запроса (ПОЗ) и определяет другой результат библиотечно-информационной деятельности - услугу.

Сбор, обработка, хранение определенных видов документов (других информационных объектов, включая электронные) и удовлетворение на их основе потребностей пользователей в информации.

Совокупность процессов - действий

Осуществление кумуляции, обработка, организация фонда; обеспечение сохранности документов; приём и уточнение запроса пользователя, осуществление поиска и т. д. (или создание условий, библиотечно-информационной среды для самостоятельной работы пользователя).

Результат

Библиотечно-информационная продукция и услуги.

Поскольку документ - единство информации (содержания) и носителя, а информация имеет определенное значение для человека, определенную ценность, то библиотека не может игнорировать ценностный аспект содержания документа. Ценность содержания конкретного документа определяется, как правило, такими параметрами, как актуальность, новизна тематики, практическая полезность, научная, производственная и художественная значимость, степень использования, достоверность представленных фактов, полнота данных и др. . Ценность предоставления своевременной информации (фактическая, семантическая, этичес-кая, эстетическая и др.) - важнейшая характеристика объекта и предмета библиотечно-информационной деятельности и соответственно ее результатов. В определенных обстоятельствах (например, при работе с книжными памятниками) библиотека принимает во внимание также ценностные формы издания, т.е. ценность документа в целом.

Можно выделить следующие концепции ценностного подхода к библиотечно-информационной деятельности:

1) концепция, получившая теоретическое развитие в СССР, как теория руководства чтением, т.е. целенаправленное воздействие на содержание и характер чтения;

2) концепция, предполагающая ориентацию только на запросы пользователей. В реальной практике библиотека достаточно гибко сочетает обе точки зрения, учитывая и ценностную ориентацию общества, и предпочтения пользователей, обеспечивая баланс «вечных» и временных ценностей.

Системно-деятельностный подход дает возможность увидеть и специфику библиотечно-информационной деятельности, где существуют разные типы связей субъектов (библиотекаря и пользователя): как субъект - объект (например, при формировании фонда), как субъект - субъект (при доверительной беседе в библиотеке), как единый субъект. Например, в ходе уточнения запроса (при предоставлении документов, справок) единый субъект можно выразить формулой «индивидуальный пользователь - библиотекарь», при проведении некоторых мероприятий (викторин, дискуссий) - «коллективный пользователь - библиотекарь». В этом случае деятельность библиотекаря и пользователя носит совместный характер. Кроме того, системно-деятельностный подход позволяет уточнить связь субъекта и предмета деятельности. Например, с одной стороны, для библиотекаря предметом деятельности является запрос пользователя, с другой стороны, библиотекарь конструирует свой предмет (поток поступающих документов, справочно-поисковый аппарат и др.). При системно - деятельностном подходе раскрывается динамика процесса деятельности на уровне алгоритмов при исследовании технологии взаимодействия пользователя и библиотекаря.

Библиотечно-информационная деятельность представляет собой систему процессов, соответствующих системе их целей и подчиненных общей цели деятельности библиотеки.

Характеристика библиотечно-информационных средств дана в работах Л.И. Алешина, М.Г. Вохрышевой, М.Я. Дворкиной, И.С. Пилко, Ю.Н. Столярова. Это технические средства, оборудование, библиографические средства, методы, приемы и организационные формы. Средства могут предназначаться только для библиотечно-информационной деятельности, например, методы уточнения запроса, и быть универсальными, скажем, компьютерные средства (М.Г. Вохрышева называет их специфическими и неспецифическими) . И.С. Пилко характеризует средства как документные ресурсы, технические, лингвистические и программные средства, а также кадровые ресурсы .

Средства входят в структуру ресурсов библиотечно-информационной деятельности. Ресурсы - средства, запасы, возможности, источники чего-либо. В библиотечно-информационной деятельности можно выделить информационные ресурсы, к которым относятся: библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, ресурсы Интернета и доступные через него ресурсы разных библиотек и информационных центров, других организаций. При этом, одновременно, эти ресурсы являются результатом информационной деятельности, в том числе библиотечно-информационной. Поэтому не случайно М.Г. Вохрышева рассматривает библиографические ресурсы как глобальный результат библиографической практической деятельности. Ресурсом и результатом является также библиотечно-информационная среда. Как и другие виды человеческой деятельности, библиотечно -информационная требует материально-технических (библиотечное здание, технические средства, оборудование и др.), финансовых и интеллектуальных ресурсов. Интеллектуальные ресурсы библиотеки, включают:

Потенциал библиотековедения, в том числе, теоретические и практические разработки в области технологии, методики и организации библиотечно-информационной деятельности;

Знания и умения, общую и профессиональную культуру конкретных библиотекарей, от которых зависит качество и эффективность деятельности пользователей;

Интеллектуальный потенциал пользователей, который влияет на их работу в библиотеке и стимулирует деятельность библиотекарей;

Лингвистическое и программное обеспечение библиотечной технологии.

Однако, с одной стороны, все ресурсы библиотеки включаются в производство продукции и услуг, а с другой - они являются элементами библиотечно - информа-ционной среды, пространственным и временным полем, в котором происходит производство результата библиотечно-информационной деятельности (рис. 1).

Остановимся на библиотечно-информационной деятельности. В зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта, предмета, средств и условий среды реализуются разные технологические процессы, создающие промежуточные результаты (например, индекс, получившийся при классификации, предметизации) или конечные результаты (продукция или услуга).

Продукция - результат комплекса обеспечивающих видов деятельности. Продукцией являются библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, библиографические пособия. Услуга - результат комплекса обслуживания. Это выдача документов и справок, подготовка конференции, презентации и т. п. Общий результат библиотечно-информационной деятельности (продукция плюс услуга) - библиотечно-информационный продукт.

Библиотечные услуги предоставляют доступ пользователей к таким общественным благам, как информация, знания, культура.

Рисунок 1 - Производство результата библиотечно-информационной деятельности

Библиотечная услуга, будучи социальным механизмом доступа, является механизмом культурной трансляции. Вместе с тем, у услуг есть и экономическая сторона, ведь они имеют стоимость.

Каждая услуга характеризуется содержанием и формой. Главный компонент содержания услуги - ее предмет, отражающий ту потребность, которая удовлетворяется; услуги отличаются друг от друга прежде всего предметом .

Сегодня, говоря о результатах библиотечно-информационной деятельности, важно учитывать положения экономики знаний. В частности, представляется значимым выделение базовых услуг и услуг с добавленной стоимостью, направленных на облегчение потребителю использования базовых услуг. Услуги с добавленной стоимостью, по мере развития рынка информационных услуг и продуктов, переходят в группу базовых, заменяясь новыми видами услуг с добавленной стоимостью .

Базовыми услугами (продукцией) в библиотеках могут считаться библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, в том числе и базы данных, библиографические пособия, на основе которых развиваются услуги с добавленной стоимостью _ поиск документов и информации по запросам, подготовка справок, услуги МБА (межбиблиотечного абонемента) и электронной доставки документов и др.

В настоящее время возросла номенклатура услуг, оказываемой библиотекой пользователю. Растет число предоставляемых электронных услуг, предназначенных не только для многочисленных пользователей библиотеки, но и вне информационно - образовательной среды.

Все элементы библиотечно-информационной деятельности взаимосвязаны (например, вид документа и потребности пользователя будут определять характер технологического процесса, необходимую квалификацию библиотекаря и результат деятельности).

Итак, библиотечно-информационная деятельность является системой, т. е. совокупностью элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих единое целое. Это единство, целостность обеспечивается общей целью - сбором, обработкой, хранением определенных видов документов, других информационных объектов, включая электронные, и удовлетворением на их основе потребностей пользователей в библиотечно-информационных услугах, а также интегративным свойством этой системы, определяемым двуединством ее сущности, прямыми и обратными связями между ее элементами и подсистемами. Отметим также, что эта система является информационной и социокультурной, открытой, т.е. связанной с внешней средой и поддерживающей себя в ответ на изменения окружающей среды, сложной, саморазвивающейся системой.

Нужно отметить, что настоящее время в системе библиотечно-информационной деятельности имеется несколько организационных уровней и соответствующих подсистем: уровень конкретной библиотеки как учреждения, разные уровни ее структурных подразделений, уровни объединений библиотек (определенной отрасли рыночного хозяйства, какой-либо территории), библиотек и других организаций (например, консорциумы). Поэтому можно рассматривать библиотечно-информационную деятельность как систему не только деятель-ностных элементов (см. выше), но и как систему организационных структур. В зависимости от уровней организации меняется и характер саморегуляции библиотечно-информационной деятельности.

В рамках одной библиотеки библиотечно-информационная деятельность представлена в разных видах, которые взаимосвязаны между собой целью, технологией, разными уровнями организации .

Таким образом, в системе библиотечно-информационной деятельности различаются относительно автономные подсистемы по элементам, видам, организации деятельности.

Применительно к саморазвивающимся системам, выявляются и новые аспекты категорий пространства - времени. Наращивание системой новых уровней организации сопровождается изменением ее внутреннего пространства - времени .

Библиотечно-информационная деятельность является не только сложной, саморазвивающейся системой, но и системой человекоразмерной, поскольку здесь человек - компонент системы, который в нее включен и часто выступает и как субъект, и как объект деятельности.

Связь библиотечно-информационной деятельности с образовательной.

Рассмотрим связи библиотечно - информационной с другими видами деятельности, в том числе и с образовательной.

Чтобы обеспечить хранение и предоставление документов, информации (сведений), нужно кумулировать эти документы, сведения, переработать их и организовать так, чтобы они стали доступными пользователям, чтобы их можно было легко найти.

Вид (подвид) деятельности - понятие, дающее краткую содержательную характеристику деятельности, обеспечивающей определенный конечный или значимый промежуточный результат.

Вид (подвид) деятельности не тождествен технологическому процессу (технологической операции), поскольку, с одной стороны, дает общее, а не конкретное представление о деятельности, с другой стороны, предполагает возможность использования нескольких вариантов технологических процессов (операций) в зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта, условий и т.п. .

При научной классификации библиотечно-информационной деятельности используются различные признаки (см. Прил. А).

Проведенное исследование рассматривает библиотечно-информационную деятельность как систему, характеризует ее элементы, что имеет как теоретическое, так и практическое значение для дальнейшей фиксации и анализа изменений этой деятельности. Изучение характера связей библиотечно - информационной с другими видами деятельности, с одной стороны, показывает ее широкую представленность и значимость в структуре человеческой деятельности, с другой, имеет и практическое приложение, в частности, для определения места библиотечно - информационной деятельности в учебном процессе.

Для выявления тенденций развития, наметившихся изменений библиотечно-информационной деятельности во взаимосвязи с образовательной как системы, рассмотрим эволюцию библиотечной деятельности.

Читайте также: